Консультация для педагогов
Консультация для педагогов
«Организация сотрудничества семьи и детского сада»
«Воспитание – есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги» А.С. Макаренко.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. У каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное, что мы можем сделать – это установить доверие между семьёй и детским садом, что позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую, познавательную активность, раскрывает индивидуальность. Она оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей (в настоящее время в режиме онлайн).
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Задачи работы детского сада с семьей:
1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания творческой личности;
2.Педагогическое просвещение родителей;
3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;
4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.
Современные комплексные программы («От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др., «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и др., «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям и др.
Для установления доверительного взаимодействия с родителями в образовательном процессе рекомендуется проводить следующие мероприятия:
- Анкетирование. В начале года, при поступлении ребенка в наш детский сад, проводится анкетирование родителей. Где можно узнать о составе семьи ребенка, его привычки, любимые игры, увлечения и т. д. Наличие такой анкеты позволяет осуществить гораздо более быструю адаптацию ребенка в новой среде.
- Тетрадь взаимодействия. В течение всего периода обучения и воспитания заводится индивидуальная тетрадь ребенка для рекомендаций и практикумов. Где родители имеют возможность узнать о развитии у детей тех или иных навыков. Активизировать и закрепить полученные знания в образовательном учреждении по рекомендации педагога.
- Консультации. Педагоги систематически оказывают родителям консультативную помощь по вопросам воспитания и развития детей, рекомендуют ознакомиться с педагогической литературой. В совместном решении обучающих и воспитательных задач повышается эффективность педагогической помощи детям.
- Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта. Родители имеют возможность поближе познакомиться с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов. За время подготовки к предстоящему празднику родители делятся личным опытом, помогают друг другу в решении определенных задач. Это дает возможность родителям увидеть, как его ребенок взаимодействует с другими детьми, тем самым приблизить родителя и ребенка друг к другу.
- Театрализованные представления детей для родителей и с их участием. Благодаря таким мероприятиям дети учатся, не бояться выступать перед более широкой аудиторией.
- Родительские собрание. Направления их разные, в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол; тренинг; практикум; решение педагогических ситуаций; обмен опытом семейного воспитания; видео просмотры по организации жизни детей в учреждении; организация совместной деятельности детей и родителей. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.
Также можно использовать всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей: консультации, устные журналы, онлайн круглые столы, организация клубов, деловых игр в онлайн формате. Например, консультации для родителей, особенно молодых, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей, о том, как читать детям книги, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и т.д.
Принципы и подходы, которые должны работать на совместный конечный результат, реализуются в детском саду и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и дошкольного учреждения пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Поэтому эффективность педагогической работы с детьми может быть достигнута только совместными усилиями и во взаимодоверии семьи и детского сада.
Педагог-психолог я/с 27 Р.А. Азимова.