Консультация для педагогов "Формирование инклюзивной культуры педагогов"
«Формирование инклюзивной культуры педагогов»
В Казахстане в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении. По данным профильного министерства, в нашей Республике живет более 150 тыс. детей-инвалидов. Однако и эти цифры относительны, потому что иногда родители, избегая такого социального определения возможностей детей, не ставят их на учет.
Кроме того, есть дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации. Государство озабочено тем, чтобы эти члены общества получили адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться к социуму, реализовать свой потенциал. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение — обязательная составляющая этого документа. Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК. В соответствии с государственной программой в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование.
Инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными возможностями и особенностями.
На современном этапе развития инклюзивного образования используется следующее определение особых образовательных потребностей — это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получения качественного образования и выделяют 3 группы детей с ООП:
- Дети с различными нарушениями психофизического развития: нарушения слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.
- Дети со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами.
- Дети, у которых в силу социально - психологических, экономических, языковых, культурных причин возникают особые образовательные потребности.
Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для её решения мы не должны принуждать детей с ООП адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных организациях.
Воспитания и обучения в ДО отдельных категорий детей с особыми образовательными потребностями требуют особого индивидуального подхода. Дети, с ООП не всегда могут быть включены в коллектив здоровых детей. Поэтому очень важно правильно организовать учебную деятельность нормально развивающихся детей и их сверстников с ООП, находящихся в условиях образовательной интеграции. Именно готовность к вступлению в групповое общение с ровесниками является основным компонентом в формирования новых способов социализации лиц с ООП. Начинателем идеи интегрированного обучения в педагогике является Л. С. Выготский. Он писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Выготский полагал, что главная задача воспитания ребенка с нарушением развития – его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. A. Н. Леонтьев считал, что личность начинает формироваться в период дошкольного детства, именно поэтому ранняя коррекция начинается с дошкольного возраста. В большой части случаев дети с ООП, испытывают трудности во время общения, нет взаимосвязи с ровесниками. В связи с этим очень важно создать социально значимые навыки полного общения и взаимодействия детей с ООП на начальном этапе обучения в дошкольном образований, для воплощения в жизнь процессов интеграции и инклюзии. Навыки и умения создающийся у детей в деятельности, которую должен правильно распорядить взрослый. На начальном этапе, дети часто не реагируют на речь педагога, часто обращенную ко всей группе, когда учатся вместе со всеми садиться за столик, не толкая друг друга, есть из своей тарелочки, не мешая другому. Такая система обычно длится недолго, в дальнейшем малыши привыкают к требованиям педагога и в знакомой ситуации ведут себя уже как члены своей группы. В будущем можно уже менять как сами методы работы, так и степень требований. Ребята начинают учиться действовать не только рядом, но и вместе, осознавать свою значимость в группе. Нужно учитывать, что сотрудничество и понимание своей роли достигается у детей с ООП обычно не сразу. Именно поэтому эту работу необходмо вести направленно и постепенно. Следующим этапом формирования коммуникабельных умений является групповая игровая деятельность в свободной совместной деятельности детей, при условии правильно организованной развивающей образовательной среды. Во время игры у ребенка с ООП образуется умение ориентироваться в обществе. Если учитывать то, что двигательная активность дошкольников с ООП недостаточно развита, одним из видов детских групповых игр, получивших большое распространение в образовательных организациях стали речевые, двигательные, подвижные игры. Основным видом организованной учебной деятельности детей - подвижная игра, является главной для развития качеств, обеспечивающий уровень социализации. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества. Инклюзивное образование позволяет человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.
