«Мектепке дейінгі ұйым мен ата-аналар қоғамдастығының интеграциясын нығайту» семинары. Семинар для педагогов "Укрепление интеграции ДО и родительского сообщества"
План семинара «Укрепление интеграции ДО и родительского сообщества»
Все категории педагогов
Количество часов – 6
№ | Тема | Форма работы | Ответственный |
1 | Секреты успешной работы с родителями | Лекция – 1 час Практика – 1 час | Методист Омиршенова К.А. |
2 | Организация работы социального института «Әжелер мектебі», «Әкелер мектебі», «Жас аналар мектебі» в ДО | Лекция – 1 час Практика – 1 час | Методист Омиршенова К.А. |
3 | Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей | Лекция – 1 час Практика – 1 час | Педагог-психолог |
4 | ИТОГО | 6 час. |
Тема 1. Секреты успешной работы с родителями
Форма работы: лекция – 1 час, практика – 1 час.
Повестка
1. Ознакомление педагогов с нормативно — правовыми документами аргументирующими взаимодействие семьи и ДО.
2. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.
3. Практическая часть
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Теоретическая часть
Воспитатель (психолог): Наш семинар-практикум посвящен вопросу: Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единой программы воспитания с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия.
Одна из актуальных проблем человечества — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, патриотизме. В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДО. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.
Правовой основой взаимодействия ДО с родителями являются следующие документы:
- Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
- Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
- Конституция РК, п. 2, ст. 27 — Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей;
Воспитатель: Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.
Перед нами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.
В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.
Нетрадиционные формы работы с семьей (рассуждения педагогов)
Только в тесном контакте может возникнуть формула:
ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО (рассуждения педагогов)
Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Работа по взаимодействию семьями воспитанников в детском саду проходит ежегодно. Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Практическая часть.
Для проведения практической части нашего семинара нам нужно разбиться на три команды. 1команда – дети, 2 команда – родители, 3 команда – педагоги. Наш семинар-практикум будет состоять из следующих заданий: разминка для команд; мозговой штурм; аукцион идей; составление синквейнов. И начнем мы нашу игру с разминки.
1. Разминка
Вопросы для первой команды. Дети | Вопросы для второй команды. Родители | Вопросы для третьей команды Педагоги |
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка дошкольника (семье). | 1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) | 1.Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности у педагогов? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах) |
2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками). | 2. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности). | 2. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», и т.д.) |
3. Кто имеет право принимать участие в управлении образовательной организацией, родители или педагоги? (родители и педагоги) | 3.Кто обязан развивать у обучающихся детей самостоятельность, инициативу, творческие способности? (педагоги) | 3.Родители или педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья? (педагоги) |
4. Родители или педагоги обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации? (родители и педагоги) | 4.Кто обязан заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка? (родители) | 4. Родители или педагоги обязаны уважать честь и достоинство обучающихся детей? (родители и педагоги) |
2. Мозговой штурм.
Воспитатель: Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Ну, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДО или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая команда в течение 5 минут обсудит по 1 понятию
(1 команда – взаимодействие),
(2 – сотрудничество),
(3 – содружество),
по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).
Вопрос для первой команды. Дети | Вопрос для второй команды. Родители | Вопрос для третьей команды Педагоги |
«Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. | «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия. | «Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. |
Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДО и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
3. «Аукцион идей».
Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДО.(Время на подготовку 3 минуты).
Условно общение с родителями мы делим на определенные блоки:
— педагогическое просвещение родителей;
— включение родителей в деятельность группы, детского сада;
— изучение семей воспитанников.
Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом блоке.
Задание для первой команды. Дети Блок Педагогическое просвещение родителей | Задание для второй команд Родители Блок Включение родителей в деятельность ДО | Задание для третьей команды Педагоги Блок Изучение семей воспитанников |
Задачи: Повышение педагогической грамотности родителей | Задачи: Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДО. | Задачи: Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания |
Формы работы: (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, конференции, работа творческих групп по интересам, открытые занятия). | Формы работы: (круглые столы, дискуссии, конкурсы, выставки, беседы, соревнования, выпуск газеты, викторины, работа кружков, концерты, совместные мероприятия). | Формы работы: (диалог, анкетирование, социалогический опрос, род. почта, психолого – педагогическое просвещение родителей, подбор педагогической и художественной литературы, совместная деятельность родителей и детей).. |
4. Составление синквейнов.
Воспитатель: В заключение нашего семинара-практикума предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.
В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.
Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.
Пример синквейна на тему любви.
1. Любовь.
2. Сказочная, фантастическая.
3. Приходит, окрыляет, убегает.
4. Удержать ее умеют единицы.
5. Мечта.
Примеры
Задание для первой команды. Синквейн на тему: «Дети» | Задание для второй команды Синквейн на тему: «Родители» | Задание для третьей команды Синквейн на тему: « Педагоги» |
Прекрасные, озорные | Заботливый, квалифицированный | Умные, добрые |
Играют, шалят, радуют | Развивает, воспитывает, учит | Заботятся, учат, любят |
Цветы нашей жизни | Первый педагог для ребенка | Несут ответственность за своих чад |
Радость | Вторая мама | Главные |
Воспитатель: Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам, составленными родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.
Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей.Наш семинар-практикум подошел к концу. Всем спасибо за участие!
Тема 1. Организация работы социального института «Әжелер мектебі», «Әкелер мектебі», «Жас аналар мектебі» в ДО
Форма работы: лекция – 1 час, практика – 1 час.
Повестка
1. Организация работы социального института «Әжелер мектебі», «Жас аналар мектебі» в ДО.
2. Этапы работы при создании «Әкелер мектебі».
3. Практическая часть
Цель: развитие новых форм взаимодействия общества и семьи, повышение социального статуса и роли дошкольной организации. Задачи:
- привлечение бабушек и мам к активному участию в деятельности дошкольной организации;
- оказание помощи дошкольной организации по вопросам воспитания ребенка;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- обмен педагогическим опытом, воспитание подрастающего поколения на основе национальных традиций;
- обеспечение последовательности методов и приемов воспитания в семье и ДО, сохранение и укрепление преемственности поколений;
- проявление уважения к старшему поколению.
Участники Школ: бабушки и мамы, педагоги ДО
Принципы работы: добровольность, соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности: пропаганда положительного опыта семейного воспитания; повышение педагогической культуры родителей в воспитании дошкольников; развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия; оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций; расширение педагогических знаний; обмен педагогическим, жизненным опытом, накопление и пропаганда национальных, семейных традиций.
Этапы создания «Школы бабушек», «Школы матерей» при ДО.
1 этап - изучение особенностей семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, степень участия бабушек в воспитании детей. (приложение -1, 2, 3)
2 этап – организация и проведение плановых встреч с членами Школ, с участием бабушек и мам.
Основные формы работы: консультации, беседы, дебаты, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, обмен опытом, просмотр видеороликов, творческие мастерские, участие в спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях, организация выставок, конкурсов.
Развивать творческие способности детей, интерес к рукоделию, знакомить с изделиями, изготовленными мастерами казахского народа, создавать различные бытовые предметы, ювелирные изделия вместе с мамой, бабушкой (аппликация, лепка, вязание, плетение).
Можно привлекать мам и бабушек к участию в сценических постановках на утренниках, различных мероприятиях, разыгрывать простейшие постановки по знакомым литературным произведениям, сказкам, играть персонажей (изготовление костюмов героев, атрибутов, сюрпризных моментов и т.д.).
Организация в детском саду выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования. Привитие интереса детей к изобразительной деятельности, развитие их художественного восприятия, на основе использования нетрадиционной техники рисования привлекать мам и бабушек к совместной работе с детьми (внуками).
Организация родителей для пополнение книжного уголка и мобильной библиотеки книгами.
Побуждать бабушек и мам рассказывать детям рассказы и сказки на организованных деятельностях по темам художественной литературе и развитию речи.
Проведение конкурсов выразительного чтения стихотворений детей старшей и предшкольной групп совместно с родителями, бабушками.
Во время организованной деятельности рекомендуется использовать аудио-или видеозаписи мам и бабушек при отгадывании загадок, чтении пословиц и поговорок.
Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс и активизации работы «Школы бабушек» и «Школы мам» рекомендуется изготавливать вместе с родителями мягкие коврики. Для приобщения к рукоделию, а также развития мелкой моторики рук, можно привлечь девочек к украшению мягких ковриков и одеял казахскими орнаментами, то есть предложить им вырезать и располагать их.
Для организации деятельности «Школы бабушек», «Школы мам» в дошкольной организации бабушки могут показать детям как сделать коврик и одеяло. При совместном выполнении таких работ бабушки, рассказывая истории, сказки, формируют у детей устную речь, словарный запас, дети овладевают навыками общения в различных жизненных ситуациях, развивают мелкую моторику рук, навыки работы в команде.
Мамы, бабушки могут познакомить детей со способами приготовления национальных блюд казахского народа и совершенствуют познавательные знания у детей. Дети обогащают словарный запас словами тары, талқан, бидай, жент, диірмен. Расширяют представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения, питания, польза для человека), о труде взрослых по уходу за ними.
Знакомят детей с традициями казахского народа «тұсау кесу», доносят до детей, что их любят и их первый шаг приносит радость взрослым. В связи с этой традицей петь с детьми песни, танцевать, разгадывать загадки, разучивать скороговороки, считалки, обогащают словарный запас детей новыми словами.
Бабушки и мамы приобщают воспитанников к национальным традициям казахского народа, знакомят детей с колыбелью, пропевая колыбельные во время игры, прививают детям привычку ежедневно перед сном слушать колыбельные. Учить детей слушать колыбельные, народные песни, сказки, авторские произведения.
Продолжают знакомить с обычаями и традициями казахского народа, объясняют значение традиций «Асар», побуждают детей помогать друг другу, играть вместе, дружно выполнять задания, радоваться друг другу, заботиться друг о друге.
В детском саду бабушки и мамы могут познакомить девочек с валянием, показывая и обучая их, приобщают к рукоделию. Помимо изготовления различных предметов изделий быта из войлока, шерсти, натурального материала, можно нанести орнаменты и сделать декоративное изделия. Отрабатывают приемы валяния (стирка, сушка, отбивка, расчесывание, выщипывание овечьей шерсти) окрашивание шерсти и пряжи в разные цвета, выполнения орнаменты на войлоке развивать сочетания цветов.
При размещении орнаментов в процессе изготовления текемета, учат девочек правильно ориентироваться в пространстве и называть правильно основные цвета. Бабушки и мамы рассказывают о видах киркида (ши), объясняют, для чего он нужен, показывают как он вяжет, вместе с девочками плетут, приобщая детей к национальному искусству.
Мамам рекомендуется с дочерями печь баурсаки и другие хлебные изделия (булочки, блины, пиццы и т. д.). Показать, как делать одно из национальных блюд –курт, при изготовлении курта можно развивать мелкую моторику рук детей, положив курт на ладонь и покатав его между ладонями. Попивая чай с приготовленными блюдами, мамы прививают дочерям интерес к домашним делам, чистоплотности и аккуратности.
2. Организация «Школы отцов»
Цель: привлечение отцов к вопросам воспитания и развития ребенка, объединение усилий дошкольной организации и семьи.
Задачи:
- повышение авторитета отца и его влияния в воспитании детей в семье; - взаимодействия отцов и педагогов в процессе всестороннего развития детей;
- вовлечение отцов в организацию и совместное проведение различных мероприятий с детьми;
- формирование позитивных отношений между детьми и отцами;
- оказание психолого-педагогической поддержки отцам в воспитании детей;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- обучение членов семьи взаимодействию и умению применять их в других социальных сферах.
Участники школ: отцы, педагоги ДО
Принципы работы: добровольность, соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности: пропаганда положительного опыта семейного воспитания; повышение педагогической культуры родителей в воспитании дошкольников; развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия; оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций; расширение педагогических знаний; обмен педагогическим, жизненным опытом, накопление и пропаганда национальных, семейных традиций.
Этапы создания «Школы отцов» при ДО.
1 этап - изучение особенностей семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, степень участия отцов в воспитании детей. (приложение-1)
2 этап – организация и проведение плановых встреч с членами Школ, с участием пап. Основные формы работы: беседы, консультации, дебаты, семинарыпрактикумы, мастер-классы, круглые столы, творческие мастерские, участие в экскурсиях, выставках, конкурсах, обмен опытом семейного воспитания, организация общественной деятельности детского сада. Пап можно вовлекать к общественной деятельности детского сада: в зимний период, очищая двор от снега и создавая различные образы из снега, приучать детей уважительно относиться к представителям знакомых профессий, к результатам их труда. Побуждать детей к игровой деятельности на основе наблюдений за трудом взрослых. Воспитывать уважительное отношение к результатам чужого труда, поддерживать желание помогать В осенний период, проявляя заботу о птицах, папы с сыновьями могут изготавливать скворечники и устанавливать их на деревьях, вызывая у детей интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Привлекать внимание детей к тому, как взрослые выполняют действия. Поддерживать желание помогать взрослым. В летний период привлекать пап пересыпать песок в песочницу, сажать деревья, разрабатывать необходимое оборудование для предметнопространственной развивающей среды и ремонтировать мебель в группе. Реализуя эти действия вместе с отцом, у детей развивается познавательный интерес к миру природы, чувство сопереживания к живым объектам природы, побуждать к уходу за растениями, участие в совместной трудовой деятельности и прививать чувство гордости за отца. В целях укрепления здоровья детей, развития двигательной активности, формирования здорового образа жизни, отцов вместе с инструкторами по физической культуре можно привлекать как организаторов спортивных, национальных соревнований с детьми и их родителями. Повышать творческие способности детей, интерес к рукоделию, знакомить с изделиями, изготовленными мастерами казахского народа, предлагать папам вместе с детьми изготавливать различные предметы быта, ювелирные изделия во время организованной деятельности по лепке и аппликации. Вовлечение отцов в подвижные игры с детьми во время прогулки. Подвижные игры, помимо укрепления здоровья ребенка, помогают родителям узнать о способностях детей, позволяют общаться друг с другом. Для организации деятельности «Школы отцов» в дошкольных организациях предоставляются следующие ссылки. Отцы, изготавливая вместе с ребенком колыбель, знакомят их с ее деталями, дают представление о значении колыбели и повышают интерес 27 ребенка к ремеслу. Показывают мальчикам, как дублить кожу и плести из нее кнут, объясняют, что кнут необходим при езде на лошади. https://youtu.be/MLdAlJvbF2Y?si=ZFido6jwH3ZPd8UJ
https://www.youtube.com/watch?v=N-mcw8z1cGw
Изготавливая кувшины (различные скульптуры) из глины, вручную разминая ее, у ребенка укрепляются кисти рук и развивается мелкая моторика. Занимаясь гончарным делом, отец (дед) рассказывает своему ребенку технику изготовления, развивают память и речь ребенка, повышают его интерес к ремеслу. https://www.youtube.com/embed/DJCGNz2nkNg
https://youtu.be/8BbdShagSKk?si=3fmHhw9yCCbvyRZ5
Папы, изговаливая домбру, сами играют на ней и учат детей воспринимать песни и кюи, исполненные на казахском национальном инструменте. https://youtube.com/watch?v=CGGnrNT_d7I&feature=shared
Необходимо уделять внимание искусству изготовления различных предметов быта казахского народа из дерева, привлекать к их изготовлению детей, предлагать украшать готовые изделия орнаментами и дополнительными предметами (бусами, зернами) по желанию, формировать эстетические вкусы детей и расширять их кругозор. https://youtu.be/qTN9tZfy6kE?si=0cb-S_6OatBrQv65
Обучать умению проявлять самостоятельность и креативность, целенаправленность и планирование своей деятельности при работе с бросовым материалом (бумагой, нитками, кожей). https://youtu.be/VD0UyDBcPCI?si=8Xw1qyD35YC1uyX
Практическая часть
План работы «Школы бабушек», «Школы матерей»
в КГКП «Ясли-сад №27»
Цель: развитие новых форм взаимодействия общества и семьи, повышение социального статуса и роли дошкольной организации.
№ | Содержание работы | Вид работы | Время | Ответственное лицо |
Выставка «Чудеса осени» из природных материалов | Выставка | Сентябрь 2024 г. | Методист, воспитатели | |
«Страна, которая уважает своих стариков, — благородная страна» ко Дню пожилых людей | Развлечения для бабушек и дедушек | Октябрь 2024 г. | Методист, воспитатели, музыкальный руководитель | |
«День открытых дверей» Участие родителей на организованной деятельности, режимных моментах | День открытых дверей | Октябрь 2025 г. | Методист, педагоги | |
«Игры с отцом» — организация ирг для совместного времяпрепровождения отца с сыном | Открытый показ | Октябрь 2024 г. | Методисты, воспитатели Ибрагимова С.Ч., Карыбаева Б.Т. | |
Спортивное соревнование «Папа и я» | Спортивное соревнование | Ноябрь 2024 | Методист, воспитатель Маутенова Б.А., инструктор по физической культуре | |
«Новогодние утренники» | Родители играют роль персонажей на утренниках | Декабрь 2024 г. | Методист, воспитатели, музыкальный руководитель | |
«Ізгіліктің бір ізі – алғыс» челлендж | С участием воспитанников, их родителей и педагогов | Март 2025 г. | Методист, педагоги | |
Между каждой группой в связи с праздником Наурыз показывающий обычаи и традиции. | С участием родителей, бабушек и дедушек | Март 2025 | Педагоги | |
Благоустройство территории с участием родителей | Трудовая деятельность, организация субботника | Апрель 2025 | Методист, педагоги | |
«День открытых дверей» Участие родителей на организованной деятельности, режимных моментах | День открытых дверей | Апрель 2025 | Методисты, учителя | |
«Әке көрген оқ жонар» — спортивное соревнование отцов и детей. | Соревнование | Может 2025 | Методист, воспитатели групп, инструктор по физкультуре |
Тема 3. Способы выхода из конфликтных ситуаций педагогов и родителей
Форма работы: лекция – 1 час, практика – 1 час.
Повестка
1. Что такое конфликт.
2. Какие есть варианты разрешения конфликтов.
3. Практическая часть (памятка для педагогов).
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.
Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: возникновение конфликта (появление противоречия);
осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
конфликтное поведение;
исход конфликта.
Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Какие есть варианты разрешения конфликтов?
Множество. И тут нет готовых рецептов. Каждый выбирает свой путь. Можно посетить психолога и в процессе терапии научиться грамотно действовать в конфликте. Встать на позицию другого в конфликте (другой человек в конфликте – тоже Вы!). Посмотреть на ситуацию с места стороннего наблюдателя, и после того, как ситуация рассмотрена с трех сторон суметь найти решение.
Проигрывание конфликтных ситуаций и найти способы их разрешения. (подобрать ситуации)
Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что психолог должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа психолога(менеджера) осуществляется в такой последовательности:
• изучение причин возникновения конфликта;
• ограничение числа участников конфликта;
• анализ конфликта;
• разрешение конфликта.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели)
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию к конструктивному соглашению.
Памятка для педагогов:
«Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями».
1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.
2. Признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.
3. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа — «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).
4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.
5. Не избегать общения после конфликта. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагога.
6. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.
Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей.
Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо учитывать следующее:
1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.
2. Значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии.
3. Как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.
4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.
5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.
Приведем краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей. Эта типология (8 психологических типов «трудных» родителей) достаточно условна, однако, разглядев в себе или в партнере по взаимодействию определенный психологический тип, можно выработать стратегию эффективного взаимодействия.
1. «Паровой каток». Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.
Рекомендации: Лично к вам агрессия не имеет отношения — он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.
2. «Скрытый агрессор». Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.
Рекомендации. Никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.
3. «Разгневанный ребенок». Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.
Рекомендации. Дайте разрядиться, проявите сочувствие.
4. «Жалобщик». Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.
Рекомендации. Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.
5. «Всезнайка». Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.
Рекомендации. Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.
6. «Молчун». Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.
Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.
7. «Сверхпокладистый». Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.
Рекомендации. Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.
8. «Скрытный». Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.
Рекомендации. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.
Использована литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности. 1970 г.
-Кармин А.С. Конфликтология.. 1999 г.
-Немов В.С. Психология. 1990 г.
-Томас Ф. Управление энергией конфликта