Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс
№ п/п | Перечень умений и навыков | Ясельный возраст (дети 1-2 года) | Дошкольный возраст (дети 3-5 лет) | |||
Группа раннего возраста (дети 1 года) | Младшая группа (дети 2-х лет) | Средняя группа (дети 3-х лет) | Старшая группа (дети 4-х лет) | Предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии) (дети 5-ти лет) | ||
Физическое развитие | ||||||
1 | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | Садится за стол, снимает и надевает одежду с помощью взрослого, просится на горшок. | Владеет первоначальными навыками личной гигиены; садится за стол самостоятельно, снимает и надевает одежду в определенном порядке с помощью взрослого. | Знает необходимость соблюдения ежедневных гигиенических навыков; снимает и надевает одежду самостоятельно. | Знает последовательность выполнения гигиенических процедур; снимает и надевает одежду самостоятельно, убирает вещи при помощи взрослого. | Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры; понимает важность и необходимость закаливающих процедур. |
2 | Физическая культура | Умеет хватать пальцы взрослых. Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки. | Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы. | Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков. | Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений. | Умеет выполнять самостоятельно основные виды движений. |
3 | Самостоятельная двигательная активность | Самостоятельно ходит, повторяет движения по показу взрослых. | Выполняет игровые действия под контролем взрослого. | Участвует в совместных подвижных играх. | Самостоятельно играет в различные национальные игры и соблюдает все правила игры. | Проявляет инициативу в организации подвижных игр, соблюдает правила игр. |
4 | Оздоровительно-закаливающие процедуры | Исполняет режимные моменты. | Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях. | Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания. | Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни, закаливает дыхательные пути с помощью взрослого. | Понимает важность и необходимость закаливающих процедур; имеет первоначальные представления о здоровом образе жизни. |
Развитие коммуникативных навыков | ||||||
1 | Понимание речи | Слушает взрослых, понимает, выполняет задание. | --------- | -------- | ---------- | ------------- |
2 | Активная речь | Старается говорить правильно; отвечает на простые вопросы; произносит предложения из 2-3 слов. | ------------- | -------- | -------- | ------------- |
3 | Звуковая культура речи | .-------------. | Произносит отчетливо отдельные гласные и согласные звуки. | Четко произносить гласные и некоторые согласные . | Правильно произносит все звуки родного языка. | Говорит правильно, выразительно; использует различные способы интонационной выразительности. |
4 | Формирование словарного запаса | ----------- | Называет слова, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели, фруктов, домашних животных и их детенышей, транспортных средств и предметов личной гигиены, проявляет интерес к ценностям казахского народа. | Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества. | Использует в речи часто употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Понимает сущность предметов быта и окружающей среды; узнает и называет казахские национальные предметы быта; проявляет уважение к ценностям казахского народа. | Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы; проявляет уважение к ценностям казахского народа; общается самостоятельно со сверстниками, играет вместе, дружно в разные игры. |
5 | Грамматический строй речи | ----------- | Употребляет формы множественного числа существительных. | Применяет необходимые слова и словосочетания. | Связывает слова в предложении, правильно употребляет вспомогательные слова. | Правильно образовывает и употребляет однокоренные слова, глаголы с приставками, использует формы речевого этикета; употребляет простые и сложные предложения. |
6 | Связная речь | ------------. | Понимает речь взрослых, отвечает на простые и более сложные вопросы, выражает свое мнение. | Слушает и понимает речь взрослых, выражает свое мнение. | Использует в речи разные типы предложений (простые и сложные), прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; задает понятные вопросы и дает полные, правильные ответы. | Правильно формулирует основную мысль, выражает свое мнение; последовательно пересказывает рассказ, составляет небольшие логические и повествовательные рассказы. |
7 | Художественная литература | Слушает и понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок; самостоятельно рассматривает картинки в книгах. | Слушает знакомые произведения без наглядного сопровождения; рассматривает иллюстрации в книгах, отвечает на поставленные вопросы по содержанию иллюстраций; эмоционально откликается на произведения устного народного творчества. | Слушает и понимает содержание литературных произведений; проявляет интерес к ценностям казахского народа; рассматривает картинки в книгах самостоятельно; передает свое отношение к персонажу, различным событиям. | Пересказывает содержание знакомых сказок и рассказов; рассматривает самостоятельно иллюстрации в книге, составляет сказку, рассказ; называет несколько произведений, которые ему нравятся, использует литературные образы в игре. | Читает стихотворения выразительно, с интонацией; пересказывает содержание рассказа самостоятельно, сохраняя последовательность сюжета; проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи. |
8 | Казахский язык | ----- | ----- | Слушает и правильно произносит слова, произнесенные на казахском языке; правильно произносит специфические звуки казахского языка; понимает значение слов, применяемых в повседневной жизни, и правильно их произносит. | Правильно произносит слова на казахском языке; правильного произносит специфические звуки казахского языка; понимает и называет названия бытовых предметов, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека часто употребляемых в повседневной жизни; произносит слова, обозначающие признаки, количество, действия предметов; считает в прямом и обратном порядке до 5; понимает простые предложения из 2-3 слов. | Произносит специфические звуки казахского языка в слове; произносит названия продуктов, посуды, мебели, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека, транспорта, встречающихся в повседневной жизни; называет слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величина), действия с предметами, употребляет их в разговорной речи; знает прямой и обратный счет до 10; употребляет знакомые слова в повседневной жизни; рассказывает о себе и своей семье; употребляет слова необходимые для общения с окружающими людьми; составляет короткие рассказы о игрушках и картинах по образцу педагога; рассказывает наизусть пословицы и поговорки. |
9 | Основы грамоты | ----- | ----- | ----- | ----- | Делит слова на слоги, определяет их количество и порядок; составляет слово на заданный слог; определяет количество слогов в слове; составляет простые предложение с предложенными словами; правильно держит ручку; выполняет задание по подготовке руки к письму. |
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков | ||||||
1 | Сенсорика | Выполняет разнообразные действия с предметами (открывать-закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать; группирует однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). | Выполняет задания, опираясь на словесную инструкцию и образец; различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов. | ----------- | ----------- | ----------- |
2 | Основы математики | ----------- | ----------- | Различает понятия "один", "много", находит в окружающей среде один или несколько одинаковых предметов; знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения). | Считает в пределах 5, называет числа по порядку, сравнивает два разных и одинаковых предмета по длине и ширине, высоте и толщине; различает и называет геометрические фигуры и тела; называет признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия. | Знает прямой и обратный счет в пределах 10; сравнивает предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал, применение); различает и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); рассматривает предметы, определять их свойства и признаки. |
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей | ||||||
1 | Рисование | Использует 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). | Изображает предметы, похожие на округлую, удлиненную формы; различает цвета и правильно называет их. | Последовательно использует линии, штрихи, пятна, краски; называет правильно основные цвета. | Рисует отдельные предметы и сюжетные композиции с учетом формы, цвета; правильно держит карандаш, кисть, мелки; распознает коричневые, оранжевые, светло-зеленые оттенки. | Умеет пользоваться красками, смешивает акварель в палитре с водой, красит карандашом различными принтами, для получения насыщенных цветов. |
2 | Лепка | Лепит плоские, круглые формы. | Использует простейшие приемы лепки (отделять куски от крупных частей, объединять их в единое целое, самостоятельно разминать пластилин). | Лепит растения и животных путем объединения, сжатия и соединения нескольких частей; объединяет индивидуальные работы в коллективные композиции. | Лепит предметы из нескольких частей, учитывая их расположение, соблюдая пропорции, соединяя части; использует в лепке приемы сжатия, вытягивания, вдавливания; создает сюжетные композиции на темы сказок и окружающей жизни; участвует в коллективной работе. | Знает особенности лепки из глины, пластилина и пластической массы; лепит с натуры и по представлению знакомые предметы разной формы и величины. |
3 | Аппликация | --------------- | Размещает на фланелеграфе геометрические фигуры, машин, домов, шаров, цветов. | Размещает и склеивает подготовленные взрослым крупные и мелкие элементы. | Правильно держит ножницы и пользуется ими; разрезает узкие и короткие полоски; вырезает круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем складывания углов; раскладывает и наклеивает предметы, состоящие из отдельных частей. | Вырезает знакомые или придуманные различные образы, сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, и предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое; при составлении аппликации передавает соотношение объектов по величине, видит форму частей различных предметов, их строение, пропорции. |
4 | Конструирование | ----------- | Конструирует простейшую конструкцию по образцу. | Конструирует из крупного и мелкого строительного материала, по образцу и собственному замыслу. | Различает и называет строительные детали, использует их с учетом конструктивных свойств; конструирует из бумаги, природного и бросового материала. | Конструирует из бросового и природного материала; опираясь на наглядность, создает поделки по воображению, представлению; преобразовывает плоскостные бумажные формы в объемные; соблюдает правила безопасности на рабочем месте. |
5 | Музыка | Прислушиваться к мелодии и словам песен; подражает окружающим звукам; ходит под музыку, показывает простейшие плясовые движения; бьет в барабан и деревянные ложки. | Слушает песню и понимает ее смысл; подпевает отдельные слоги и слова песен; выполняет простые танцевальные движения. | Слушает музыкальное произведение до конца; поет вместе со взрослым, подстраивается к его голосу; самостоятельно выполняет движения в соответствии с музыкой. | Дослушивает музыку до конца, не отвлекаясь; поет выразительно, четко произносит слова; выполняет движения в соответствии с характером музыки. | Различает простые музыкальные жанры (кюй, песня, танец, марш); произносит текст песни четко, громко и медленно, умеет воспринимать и передавать характер музыки; исполняет знакомые песни самостоятельно с музыкальным сопровождением и без сопровождения. |
Формирование социально-эмоциональных навыков | ||||||
1 | Ознакомление с окружающим миром | Узнает себя на фотографиях; улыбается, кивает головой, машет рукой знакомым взрослым; проявляет интерес к предметам окружающей среды и явлениям природы; играет с водой и песком; проявляет интерес к цветущему растению; интересуется животными, подражает их голосам. знает родственные связи; слушает голос взрослого, подражает его движениям, обращается к нему за помощью; знает навыки культурного поведения: здоровается, прощается, благодарит; проявляет доброжелательность к сверстникам; проявляет интерес к предметам ближайшего окружения и явлениям природы; знает предметы неживой природы (вода, песок, камень); наблюдает за цветущим растением и называет его части; узнает и называет некоторые овощи и фрукты или их рисунки; интересуется животными, птицами ближайшего окружения, показывает части их тела, подражает голоса, повторяет движения в играх; любит растения и животных, проявляет заботу о них. | Откликается на свое имя, узнает себя в зеркале и на фотографиях; узнает своих родителей и взрослых, ближайшего окружения, называет их имена; знает дом и квартиру, в котором проживает; знает предметы и действия с ними, распознает их по картинке; играет со сверстниками; наблюдает трудовые действия взрослых; проявляет интерес к действиям взрослых; подражает взрослым, выполняя элементарные бытовые действия; проявляет сочувствие, заботу о близких; различает по внешнему виду и называет несколько видов овощей и фруктов; выделяет части тела животных, обращает внимание на их внешний вид и поведение; узнает и называет домашних птиц; называет характерные сезонные изменения природы; имеет представление о свойствах природных материалов; бережно относится к растениям и животным: любит их, ласкает; играет вместе, дружно с другими детьми, помогают друг другу и вместе радуются успехам; понимает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо"; имеет первоначальное представление о транспорте, улице, дороге; знает некоторые виды транспортных средств. | Называет имена членов семьи и близких ему людей; обыгрывает роли членов семьи в сюжетно-ролевых играх; умеет играть самостоятельно в разные игры; стремится к самостоятельности: одевается, умывается, чистит зубы; называет предметы быта казахского народа; называет транспортные средства; знает элементарные правила для пешеходов и пассажиров транспорта; имеет представление о сотрудниках детского сада; имеет первоначальные представления о городе и поселке, столице Республики Казахстан, государственных символах; знает традиционное жилье казахского народа - юрту; имеет простые представления о "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих" поступках; проявляет интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы; владеет понятиями о некоторых растениях родного края; различают и называют некоторые овощи и фрукты; распознает домашних и диких животных; наблюдает за обитателями уголка природы; проявляет заботу о природе; замечает и называет сезонные изменения в природе; проявляет вежливость: здоровается, прощается, благодарит за помощь; соблюдает порядок, чистоту в помещении и на участке детского сада. | Воспринимает себя как взрослого, позволяет себе открыто выражать свое мнение, считается с ним, уважает себя; знает и называет страну, населенный пункт, где родился; знает о труде взрослых членов семьи; имеет представление о назначении армии; проявляет уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим членам семьи; знает близких родственников, называет их имена, рассказывает о любимых людях в семье, семейных праздниках, традициях; проявляет интерес к труду; старается ответственно выполнить задание; доводит начатое дело до конца; помогает воспитателю при сборе игрушек; самостоятельно выполняет обязанности дежурных; знает о профессиях взрослых; знает о труде членов семьи, проявляет интерес; проявляет симпатию к обиженному ребенку, готов оказать взаимопомощь; играет вместе, дружно с другими детьми, делится игрушками по просьбе сверстников; высказывает свое мнение, размышляя над происходящим вокруг; извиняется перед сверстником за обиду; распознает предметы и объекты с учетом материала; проявляет бережное отношение к игрушкам, книгам, посуде; знает названия, содержание и значение некоторых профессий; уважительно относится к государственным символам (флаг, герб, гимн); гордится Родиной - Республикой Казахстан; знает правила дорожного движения; называет виды транспорта и иды дорог; знает правила культурного поведения в общественном транспорте; знает основы культурного поведения и вежливого общения; называет работников детского сада по имени и отчеству; не вмешивается в разговор взрослых; вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу; называет и различает явления природы; определяет состояние погоды в календаре наблюдений; устанавливает простейшие связи в сезонных изменениях природы и погоде; знает диких животных, их внешний вид, передвижение, среда обитания, питание; понимает о том, что для роста растениям необходимы земля, почва, вода, солнце, свет, влага, тепло; сравнивает характерные сезонные проявления в животном мире, знает условия, необходимые для их выживания; знает элементарные правила ухода за растениями и животными; проявляет интерес и любознательность к элементарному экспериментированию. | Понимает необходимость образования для своего будущего, для успеха; понимает важность трудолюбия и ответственности; верит в свои силы и возможности; понимает родственные связи, знает родословную; уважает старших, заботится о младших; помогает по домашним делам; выражает словесно свои добрые чувства членам семьи; говорит осознанно, выражает свое мнение; самостоятельно определяет, из каких материалов изготовлены предметы, и описывает их качества и свойства; пользуется мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором; знает, что окружающие предметы, игрушки созданы трудом человека, и к ним нужно бережно относиться; уважает и ценит труд ветеранов труда, пожилых людей; знает наизусть государственный гимн, понимать его значение; понимает о важности государственных праздников, принимает в них активное участие; знает и уважает первых космонавтов Казахстана; понимает значение живописной природы, достопримечательностей, исторических мест и культурного наследия Казахстана; прояаляет уважение к ценностям казахстанского народа; любит свою Родину, имеет представление о важности Казахстанской армии, для защиты Родины; знает и уважает героев Советского Союза; оценивает свои поступки и поступки других людей; стремится к достижению наилучших результатов в труде, творческой деятельности; старается ответственно выполнять порученные задания; всегда старается быть справедливым по отношению к окружающим, поддерживать их, помогать. свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, в ближайшем микрорайоне; знает о применении специальных транспортных средств; различает предметы неживой природы от предметов, созданных руками человека; наблюдает и понимает причинно-следственные связи между живой и неживой природой, явлениями природы; наблюдает, анализирует, сравнивает, различает характерные признаки предметов и явлений; распознает и различает деревья, кустарники, цветы, травянистые растения родного края; наблюдает за растениями, выделяет причинно-следственные связи; знает способы ухода за растениями; группирует животных по разным признакам; самостоятельно экспериментирует со знакомыми материалами; проявляет бережное отношение к хлебу, к людям труда; различает и называет животных и их детенышей, обитающих на территории Казахстана; знает о пользе домашних животных, ухаживает за ними; различает и называет перелетных и зимующих птиц, закрепляет представления о пользе птиц; знает, что человек является частью природы; знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений; понимает, что для роста и развития живых объектов необходимы вода, свет, воздух, питание и забота окружающих; проявляет эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, которые его окружают; рассказывает о профессиях родителей, близких, уважает и ценит труд взрослых; помогает по домашним делам; самостоятельно выполняет обязанности дежурного, поручения в группе на участке детского сада; проявляет бережное отношение к труду; знает Президента Республики Казахстан, гордится им; знает правила дорожного движения; знает правила поведения в окружающем мире, природе. |
2 | Безопасность | Понимает значение слов "можно", "нельзя", "опасно"; знает элементарные правила безопасного поведения на прогулке. | Знает правила безопасного поведения на прогулке и во время игр с водой, песком; знает элементарные правилами безопасного поведения на дорогах. | Соблюдает правила безопасного поведения в группе, на прогулке и в природе. | Сохраняет правила безопасного поведения при использовании спортивного оборудования во время игры; обладает элементарными навыками безопасности собственной жизни; соблюдает правила безопасного поведения на улице, во дворе, на территории дошкольной организации; знает элементарные правила поведения в окружающей среде, проявляет осторожность. | Понимает и соблюдает правила безопасности собственной жизни; соблюдает правила поведения в общественных местах; понимает и различает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо"; знает обязанности в группе детского сада, дома; знает правила безопасного использования мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором. |