Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс » КГКП "Ясли - сад №27"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№27 бөбекжай-балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
Меңгеруші :
+7(72636) 43-50-93
Әдіскер:
+7(72636) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс
02
қыркүйек
2024

Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс

№ п/п

Перечень умений и навыков

Ясельный возраст

(дети 1-2 года)

Дошкольный возраст

(дети 3-5 лет)

Группа раннего возраста

(дети 1 года)

Младшая группа

(дети 2-х лет)

Средняя группа (дети

3-х лет)

Старшая группа (дети 4-х лет)

Предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии)

(дети 5-ти лет)

Физическое развитие

1

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Садится за стол, снимает и надевает одежду с помощью взрослого,

просится на горшок.

Владеет первоначальными навыками личной гигиены;

садится за стол самостоятельно, снимает и надевает одежду в определенном порядке с помощью взрослого.

Знает необходимость соблюдения ежедневных гигиенических навыков; снимает и надевает одежду самостоятельно.

Знает последовательность выполнения гигиенических процедур; снимает и надевает одежду самостоятельно, убирает вещи при помощи взрослого.

Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры;

понимает важность и необходимость закаливающих процедур.

2

Физическая культура

Умеет хватать пальцы взрослых.

Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.

Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы.

Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.

Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.

Умеет выполнять самостоятельно основные виды движений.

3

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельно ходит, повторяет движения по показу взрослых.

Выполняет игровые действия под контролем взрослого.

Участвует в совместных подвижных играх.

Самостоятельно играет в различные национальные игры и соблюдает все правила игры.

Проявляет инициативу в организации подвижных игр, соблюдает правила игр.

4

Оздоровительно-закаливающие процедуры

Исполняет режимные моменты.

Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.

Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.

Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни, закаливает дыхательные пути с помощью взрослого.

Понимает важность и необходимость закаливающих процедур; имеет первоначальные представления о здоровом образе жизни.

Развитие коммуникативных навыков

1

Понимание речи

Слушает взрослых, понимает, выполняет задание.

---------

--------

----------

-------------

2

Активная речь

Старается говорить правильно;

отвечает на простые вопросы;

произносит предложения из 2-3 слов.

-------------

--------

--------

-------------

3

Звуковая культура речи

.-------------.

Произносит отчетливо отдельные гласные и согласные звуки.

Четко произносить гласные и некоторые согласные .

Правильно произносит все звуки родного языка.

Говорит правильно, выразительно; использует различные способы интонационной выразительности.

4

Формирование словарного запаса

-----------

Называет слова, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели, фруктов, домашних животных и их детенышей, транспортных средств и предметов личной гигиены, проявляет интерес к ценностям казахского народа.

Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.

Использует в речи часто употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Понимает сущность предметов быта и окружающей среды;

узнает и называет казахские национальные предметы быта;

проявляет уважение к ценностям казахского народа.

 Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы; проявляет уважение к ценностям казахского народа; общается самостоятельно со сверстниками, играет вместе, дружно в разные игры. 

5

Грамматический строй речи

-----------

Употребляет формы множественного числа существительных.

Применяет необходимые слова и словосочетания.

Связывает слова в предложении, правильно употребляет вспомогательные слова.

Правильно образовывает и употребляет однокоренные слова, глаголы с приставками, использует формы речевого этикета; употребляет простые и сложные предложения.

6

Связная речь

------------.

Понимает речь взрослых, отвечает на простые и более сложные вопросы, выражает свое мнение.

Слушает и понимает речь взрослых, выражает свое мнение.

Использует в речи разные типы предложений (простые и сложные), прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; задает понятные вопросы и дает полные, правильные ответы.

Правильно формулирует основную мысль, выражает свое мнение; последовательно пересказывает рассказ, составляет небольшие логические и повествовательные рассказы.

7

Художественная литература

Слушает и понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок; самостоятельно рассматривает картинки в книгах.

Слушает знакомые произведения без наглядного сопровождения; рассматривает иллюстрации в книгах, отвечает на поставленные вопросы по содержанию иллюстраций; эмоционально откликается на произведения устного народного творчества.

Слушает и понимает содержание литературных произведений;

проявляет интерес к ценностям казахского народа;

рассматривает картинки в книгах самостоятельно; передает свое отношение к персонажу, различным событиям.

Пересказывает содержание знакомых сказок и рассказов; рассматривает самостоятельно иллюстрации в книге, составляет сказку, рассказ;

называет несколько произведений, которые ему нравятся, использует литературные образы в игре.

Читает стихотворения выразительно, с интонацией;

пересказывает содержание рассказа самостоятельно, сохраняя последовательность сюжета;

проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.

8

Казахский язык

-----

-----

Слушает и правильно произносит слова, произнесенные на казахском языке; 

правильно произносит специфические звуки казахского языка;

понимает значение слов, применяемых в повседневной жизни, и правильно их произносит.

Правильно произносит слова на казахском языке;

правильного произносит специфические звуки казахского языка;

понимает и называет названия бытовых предметов, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека часто употребляемых в повседневной жизни;

произносит слова, обозначающие признаки, количество, действия предметов;

считает в прямом и обратном порядке до 5;

понимает простые предложения из 2-3 слов.

Произносит специфические звуки казахского языка в слове;

произносит названия продуктов, посуды, мебели, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека, транспорта, встречающихся в повседневной жизни;

называет слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величина), действия с предметами, употребляет их в разговорной речи;

знает прямой и обратный счет до 10;

употребляет знакомые слова в повседневной жизни;

рассказывает о себе и своей семье;

употребляет слова необходимые для общения с окружающими людьми;

составляет короткие рассказы о игрушках и картинах по образцу педагога;

рассказывает наизусть пословицы и поговорки.

9

Основы грамоты

-----

-----

-----

-----

Делит слова на слоги, определяет их количество и порядок;

составляет слово на заданный слог;

определяет количество слогов в слове; составляет простые предложение с предложенными словами; правильно держит ручку; выполняет задание по подготовке руки к письму.

Развитие познавательных и интеллектуальных навыков

1

Сенсорика

Выполняет разнообразные действия с предметами (открывать-закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать; группирует однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма).

Выполняет задания, опираясь на словесную инструкцию и образец; различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.

-----------

-----------

-----------

2

Основы математики

-----------

-----------

Различает понятия "один", "много", находит в окружающей среде один или несколько одинаковых предметов; знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).

Считает в пределах 5, называет числа по порядку, сравнивает два разных и одинаковых предмета по длине и ширине, высоте и толщине; различает и называет геометрические фигуры и тела; называет признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.

Знает прямой и обратный счет в пределах 10; сравнивает предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал, применение); различает и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); рассматривает предметы, определять их свойства и признаки.

Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей

1

Рисование

Использует 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Изображает предметы, похожие на округлую, удлиненную формы; различает цвета и правильно называет их.

Последовательно использует линии, штрихи, пятна, краски;

называет правильно основные цвета.

 Рисует отдельные предметы и сюжетные композиции с учетом формы, цвета; 

правильно держит карандаш, кисть, мелки;

распознает коричневые, оранжевые, светло-зеленые оттенки.

Умеет пользоваться красками, смешивает акварель в палитре с водой, красит карандашом различными принтами, для получения насыщенных цветов.

2

Лепка

Лепит плоские, круглые формы.

Использует простейшие приемы лепки (отделять куски от крупных частей, объединять их в единое целое, самостоятельно разминать пластилин).

Лепит растения и животных путем объединения, сжатия и соединения нескольких частей; объединяет индивидуальные работы в коллективные композиции.

Лепит предметы из нескольких частей, учитывая их расположение, соблюдая пропорции, соединяя части;

использует в лепке приемы сжатия, вытягивания, вдавливания; создает сюжетные композиции на темы сказок и окружающей жизни;

участвует в коллективной работе.

Знает особенности лепки из глины, пластилина и пластической массы;

лепит с натуры и по представлению знакомые предметы разной формы и величины.

3

Аппликация

---------------

Размещает на фланелеграфе геометрические фигуры, машин, домов, шаров, цветов.

Размещает и склеивает подготовленные взрослым крупные и мелкие элементы.

Правильно держит ножницы и пользуется ими;

разрезает узкие и короткие полоски;

вырезает круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем складывания углов; раскладывает и наклеивает предметы, состоящие из отдельных частей.

 Вырезает знакомые или придуманные различные образы, сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, и предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое; при составлении аппликации передавает соотношение объектов по величине, видит форму частей различных предметов, их строение, пропорции. 

4

Конструирование

-----------

Конструирует простейшую конструкцию по образцу.

Конструирует из крупного и мелкого строительного материала, по образцу и собственному замыслу.

Различает и называет строительные детали, использует их с учетом конструктивных свойств; конструирует из бумаги, природного и бросового материала.

Конструирует из бросового и природного материала;

опираясь на наглядность, создает поделки по воображению, представлению;

 преобразовывает плоскостные бумажные формы в объемные; 

соблюдает правила безопасности на рабочем месте.

5

Музыка

Прислушиваться к мелодии и словам песен; подражает окружающим звукам; ходит под музыку, показывает простейшие плясовые движения; бьет в барабан и деревянные ложки.

Слушает песню и понимает ее смысл; подпевает отдельные слоги и слова песен; выполняет простые танцевальные движения.

Слушает музыкальное произведение до конца; поет вместе со взрослым, подстраивается к его голосу;

самостоятельно выполняет движения в соответствии с музыкой.

Дослушивает музыку до конца, не отвлекаясь; поет выразительно, четко произносит слова; выполняет движения в соответствии с характером музыки.

Различает простые музыкальные жанры (кюй, песня, танец, марш); произносит текст песни четко, громко и медленно, умеет воспринимать и передавать характер музыки; исполняет знакомые песни самостоятельно с музыкальным сопровождением и без сопровождения.

Формирование социально-эмоциональных навыков

1

Ознакомление с окружающим миром

Узнает себя на фотографиях;

улыбается, кивает головой, машет рукой знакомым взрослым;

проявляет интерес к предметам окружающей среды и явлениям природы;

играет с водой и песком;

проявляет интерес к цветущему растению;

интересуется животными, подражает их голосам.

знает родственные связи;

слушает голос взрослого, подражает его движениям, обращается к нему за помощью;

знает навыки культурного поведения: здоровается, прощается, благодарит;

проявляет доброжелательность к сверстникам;

проявляет интерес к предметам ближайшего окружения и явлениям природы;

знает предметы неживой природы (вода, песок, камень);

наблюдает за цветущим растением и называет его части;

узнает и называет некоторые овощи и фрукты или их рисунки;

интересуется животными, птицами ближайшего окружения, показывает части их тела, подражает голоса, повторяет движения в играх;

любит растения и животных, проявляет заботу о них.

Откликается на свое имя, узнает себя в зеркале и на фотографиях;

узнает своих родителей и взрослых, ближайшего окружения, называет их имена;

знает дом и квартиру, в котором проживает;

знает предметы и действия с ними, распознает их по картинке;

играет со сверстниками;

наблюдает трудовые действия взрослых;

проявляет интерес к действиям взрослых;

подражает взрослым, выполняя элементарные бытовые действия;

проявляет сочувствие, заботу о близких;

различает по внешнему виду и называет несколько видов овощей и фруктов;

 выделяет части тела животных, обращает внимание на их внешний вид и поведение; 

 узнает и называет домашних птиц; 

называет характерные сезонные изменения природы;

имеет представление о свойствах природных материалов;

бережно относится к растениям и животным: любит их, ласкает;

 играет вместе, дружно с другими детьми, помогают друг другу и вместе радуются успехам; 

понимает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо";

имеет первоначальное представление о транспорте, улице, дороге; знает некоторые виды транспортных средств.

Называет имена членов семьи и близких ему людей;

обыгрывает роли членов семьи в сюжетно-ролевых играх; умеет играть самостоятельно в разные игры;

стремится к самостоятельности: одевается, умывается, чистит зубы;

называет предметы быта казахского народа;

называет транспортные средства;

знает элементарные правила для пешеходов и пассажиров транспорта;

имеет представление о сотрудниках детского сада;

имеет первоначальные представления о городе и поселке, столице Республики Казахстан, государственных символах;

 знает традиционное жилье казахского народа - юрту; 

 имеет простые представления о "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих" поступках; 

проявляет интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы;

владеет понятиями о некоторых растениях родного края;

 различают и называют некоторые овощи и фрукты; 

 распознает домашних и диких животных; 

наблюдает за обитателями уголка природы;

проявляет заботу о природе;

замечает и называет сезонные изменения в природе;

проявляет вежливость: здоровается, прощается, благодарит за помощь;

соблюдает порядок, чистоту в помещении и на участке детского сада.

Воспринимает себя как взрослого, позволяет себе открыто выражать свое мнение, считается с ним, уважает себя;

знает и называет страну, населенный пункт, где родился;

знает о труде взрослых членов семьи;

имеет представление о назначении армии;

проявляет уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим членам семьи;

знает близких родственников, называет их имена, рассказывает о любимых людях в семье, семейных праздниках, традициях;

проявляет интерес к труду;

старается ответственно выполнить задание;

доводит начатое дело до конца;

помогает воспитателю при сборе игрушек;

самостоятельно выполняет обязанности дежурных;

знает о профессиях взрослых;

знает о труде членов семьи, проявляет интерес;

проявляет симпатию к обиженному ребенку, готов оказать взаимопомощь;

играет вместе, дружно с другими детьми, делится игрушками по просьбе сверстников;

высказывает свое мнение, размышляя над происходящим вокруг;

извиняется перед сверстником за обиду;

распознает предметы и объекты с учетом материала;

проявляет бережное отношение к игрушкам, книгам, посуде;

 знает названия, содержание и значение некоторых профессий; 

уважительно относится к государственным символам (флаг, герб, гимн);

гордится Родиной - Республикой Казахстан;

знает правила дорожного движения;

называет виды транспорта и иды дорог;

знает правила культурного поведения в общественном транспорте;

 знает основы культурного поведения и вежливого общения; 

называет работников детского сада по имени и отчеству;

не вмешивается в разговор взрослых;

вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу;

называет и различает явления природы;

определяет состояние погоды в календаре наблюдений;

устанавливает простейшие связи в сезонных изменениях природы и погоде;

знает диких животных, их внешний вид, передвижение, среда обитания, питание;

понимает о том, что для роста растениям необходимы земля, почва, вода, солнце, свет, влага, тепло;

сравнивает характерные сезонные проявления в животном мире, знает условия, необходимые для их выживания;

знает элементарные правила ухода за растениями и животными;

проявляет интерес и любознательность к элементарному экспериментированию.

Понимает необходимость образования для своего будущего, для успеха;

понимает важность трудолюбия и ответственности;

верит в свои силы и возможности;

понимает родственные связи, знает родословную;

уважает старших, заботится о младших;

помогает по домашним делам;

выражает словесно свои добрые чувства членам семьи; говорит осознанно, выражает свое мнение;

самостоятельно определяет, из каких материалов изготовлены предметы, и описывает их качества и свойства;

пользуется мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором;

знает, что окружающие предметы, игрушки созданы трудом человека, и к ним нужно бережно относиться;

уважает и ценит труд ветеранов труда, пожилых людей;

знает наизусть государственный гимн, понимать его значение;

понимает о важности государственных праздников, принимает в них активное участие;

знает и уважает первых космонавтов Казахстана;

понимает значение живописной природы, достопримечательностей, исторических мест и культурного наследия Казахстана; прояаляет уважение к ценностям казахстанского народа;

любит свою Родину, имеет представление о важности Казахстанской армии, для защиты Родины;

знает и уважает героев Советского Союза;

оценивает свои поступки и поступки других людей;

стремится к достижению наилучших результатов в труде, творческой деятельности;

старается ответственно выполнять порученные задания;

всегда старается быть справедливым по отношению к окружающим, поддерживать их, помогать.

свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, в ближайшем микрорайоне;

знает о применении специальных транспортных средств;

различает предметы неживой природы от предметов, созданных руками человека;

наблюдает и понимает причинно-следственные связи между живой и неживой природой, явлениями природы;

наблюдает, анализирует, сравнивает, различает характерные признаки предметов и явлений;

распознает и различает деревья, кустарники, цветы, травянистые растения родного края;

наблюдает за растениями, выделяет причинно-следственные связи;

знает способы ухода за растениями;

группирует животных по разным признакам;

самостоятельно экспериментирует со знакомыми материалами;

 проявляет бережное отношение к хлебу, к людям труда; 

различает и называет животных и их детенышей, обитающих на территории Казахстана;

знает о пользе домашних животных, ухаживает за ними;

различает и называет перелетных и зимующих птиц, закрепляет представления о пользе птиц;

знает, что человек является частью природы;

знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений;

понимает, что для роста и развития живых объектов необходимы вода, свет, воздух, питание и забота окружающих;

проявляет эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, которые его окружают;

рассказывает о профессиях родителей, близких, уважает и ценит труд взрослых;

помогает по домашним делам;

самостоятельно выполняет обязанности дежурного, поручения в группе на участке детского сада;

проявляет бережное отношение к труду;

знает Президента Республики Казахстан, гордится им;

знает правила дорожного движения;

знает правила поведения в окружающем мире, природе.

2

Безопасность

Понимает значение слов "можно", "нельзя", "опасно";

знает элементарные правила безопасного поведения на прогулке.

Знает правила безопасного поведения на прогулке и во время игр с водой, песком;

знает элементарные правилами безопасного поведения на дорогах.

Соблюдает правила безопасного поведения в группе, на прогулке и в природе.

Сохраняет правила безопасного поведения при использовании спортивного оборудования во время игры;

обладает элементарными навыками безопасности собственной жизни;

 соблюдает правила безопасного поведения на улице, во дворе, на территории дошкольной организации; 

знает элементарные правила поведения в окружающей среде, проявляет осторожность.

Понимает и соблюдает правила безопасности собственной жизни;

соблюдает правила поведения в общественных местах; понимает и различает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо";

знает обязанности в группе детского сада, дома;

знает правила безопасного использования мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором.