Консультация для родителей
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
Это тема выбрана не случайно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Дети воспитываются в играх так же, как и других видах деятельности. Интерес, удовольствие, развитие - это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. Как вы думаете, чему может научить игра ребенка? Какие процессы развивает?
Возможности игры огромны, они развивают познавательные процессы личности: внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренирует наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей; формирует эмоционально - чувственную сферу личности ребенка; способствуют познанию ребенка самого себя и побуждают его к самосовершенствованию; учат самодисциплине, настойчивости, выдержке, всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей.
Наши дети любят играть. Давайте, посмотрим на себя со стороны, какие мы? Любим ли мы играть с детьми? Находите ли для этого время? Что вы знаете об играх своего ребенка и его предпочтениях? В какие игры играет ваш ребенок? Как вы думаете, на какие группы можно разделить все игры?
Игра - многократное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.
Из всего многообразия приведем лишь одну классификацию: игры с правилами - ролевые игры, творческие игры. Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, сказки. Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой-маленький», «Какого цвета?», сосчитать предметы на кухне и т.д.
Например, после экскурсии на кухню предлагайте детям испечь блины для кукол. Кладите на сковородку бумажные кружочки белого цвета и говорите: «Вот блин, а вот еще один блин», «они пока не зарумянились, пусть подрумянятся». Закрашивайте один кружок карандашом желтого цвета и говорите: «Какой румяный блин испекся». Через некоторое время дети повторяют ваши действия. И вас угощают румяными блинами.
Часто необходимость в игрушках-самоделках возникает и вовремя игры, например дети «пьют чай», а взрослый приносит «торт»- бумажный круг, разрезанный на секторы, и говорит: «Я вам к чаю торт купила. Сейчас я украшу этот кусочек (нарисую на нем ягодки)». Оставшиеся части бумажного круга дети с удовольствием украсят и угостят своих гостей.
Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по улицам игровыми познавательными моментами. Изучите окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, загадки, учите быть наблюдательными. Вечером уделите ребенку, хотя бы полчаса вашего времени для игры с ребенком, вы много интересного узнаете о своем ребенке и поможете ребенку узнать что-то новое и познавательное. Об игре можно говорить еще очень много.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательные значения ребенка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как одно из важных средств воспитания. Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Игра - это потребность растущего организма, это приближение к миру взрослых.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороны. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребенку.
Дети подражают родителям: манеры обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И все это они переносят свой игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
Ребенок начинает играть в игру магазин. Помогите ему обустроить прилавок, кассу, весы. Разложите какие- то «товары». Что же будет продаваться в магазине? Наверное хлеб ? Что у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики). А еще надо сахар. Что будет сахаром? Вот эти кубики подойдут? ( мелкие кубики) Только насыпь их в пакет. Придется вам побыть покупателем, приходить, покупать, уходить и вновь возвращаться. И обязательно вести с продавцом диалог.
Младшие дошкольники не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно.
Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машинку, не находя ей большого применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в
процессе игрового общения со взрослым, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре.
Ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно - значить заведомо тормозить развитие детской личности. Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п.
Важно, чтобы малыш получил возможность, заботится о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучать беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребенка нет братьев и сестре, то игрушки фактически являются его партнерами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувства формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как закрепить, чем использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивать память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры интересно играть со своей семьей, чтобы все партнеры были равными в правилах игры.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим ярким внешним видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьей плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребенку только что купили игрушку, и он знает, как ею играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребенком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселят ребенку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Игра детей - это развлечение и обучение, средство самоисследования и построения своего «я», и развитие навыков общения, и познания жизни взрослых, и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений. «Ребенок является зеркалом среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц»
